Руководство по сервисному обслуживанию
Руководства по ремонту

Натяжители цепей, звездочки и направляющие башмаки — снятие, осмотр и установка

Натяжитель

Снятие
1 Снимите верхнюю крышку с воздухоочистителя, и удалите воздуховод, соединяющий воздухоочиститель с корпусом дросселя.
2 Установите гаечный ключ на болт шкива коленвала и проверните двига-тель до совмещения метки 20° после ВМТ на шкиве с указателем на крышке привода. Натяжение приводной цепи будет уменьшено, поэтому при удалении натяжителя следите за тем, чтобы цепь не проскочила по зубцам звездочки распредвала. Кулачки распредвала впускных клапанов цилиндра №1 должны быть обращены вверх под углом.
3 Прикройте генератор ветошью, чтобы защитить его от случайно уро-ненных предметов.
4 С помощью торцевого ключа открутите наконечник механизма натяжения приводной цепи приблизительно на один оборот (см. иллюстрацию).

51

8.4 Открутите наконечник натяжителя приводной цепи приблизительно на один оборот…

52

8.5а …затем открутите механизм натяжения…

8.5Ь …и снимите его с головки цилиндров

8.8 Компоненты механизма натяжения приводной цепи

53

8.14а Установите механизм натяжения вместе с новой шайбой…

8.14Ь …и зажмите его с требуемым усилием

8.15 Чтобы закрепить новую шайбу на нако-нечнике, используйте немного смазки

 

5 Обратите внимание, что к масля-ному резервуару натяжителя приводной цени (перед блоком цилиндров) можно добраться, сняв крышку привода.
6 Смажьте компоненты перед сборкой.

Установка
7 Вставьте упорный штифт и пружину в кожух натяжителя.
8 Установите натяжитель с новой шайбой и зажмите его моментом затяжки. регламентированным Спецификациями (см. иллюстрации).
9 Разместите новую шайбу на наконечнике и зафиксируйте ее небольшим количеством смазки (см. иллюстрацию).
10 Вставьте главную пружину и штифт наполнителя, затем вдавите наконечник и навинтите его на несколько оборотов (см. иллюстрацию).
11 Зажмите наконечник усилием за-тяжки, регламентированным Специ-фикациями (см. иллюстрацию).

12 Установите верхнюю крышку на воздухоочиститель.

Звездочки распредвалов

Снятие
13 Снимите крышку распредвалов.
14 Отсоедините шланг водяного насоса, затем открепите кожух термостата or передней крышки и удалите кольцевое уплотнение — на двигателе 111.945 перед снятием кожуха с головки цилиндров необходимо будет открутить болт, крепящий аморгизатор натяжителя вспомогательного ремня к кожуху (см. иллюстрацию).
15 Открепите переднюю крышку от головки цилиндров и удалите кольцевое уплотнение. Убедитесь, что установочные штыри остались в крышке.
16 Установив ключ на болт шкива коленвала, проверните двигатель до совмещения метки 20° после ВМТ на шки-ве с указателем на крышке привода. На двигателях с переменным моментом открытия или закрытия клапанов (устройство установлено на передней части распредвала впускных клапанов), устройство должно быть в его уменьшенном положении (т.е. при взгляде сзади ведущий выступ должен быть на левой стороне в верхней прорези). Заблокируйте распредвалы, вставив подходящие сверла или металлические штыри через отверстия в крышках пе-редних подшипников. В этом положении распредвалы не будут под натяжением при удалении приводной цепи. Обратите внимание, чтобы добиться выравнивания звездочек обоих распредвалов с отверстиями в крышках подшипников, возможно придется установить коленвал в положение между 20°-30° после ВМТ.

17 Открутите натяжитель от головки цилиндров и удалите шайбу (см. иллюстрации).

Примечание: Когда натяжитель будет откручен, его необходимо полностью разобрать и повторно активизировать. Не пытайтесь повторно затягивать механизм натяжения в кожухе на этом этапе, иначе приводная цепь будет пе-ретянута.

18 Полностью открутите наконечник от механизма натяжения. Удалите уплотнение.
19 Снимите штекер наполнителя и главную пружину.
20 Вытолкните упорный штекер и пружину (см. иллюстрацию)
21 Тщательно очистите компоненты механизма натяжения и осмотрите их на наличие повреждений и признаков износа.
22 Проверьте состояние пружин, при необходимости замените их.

54 55 56

8.16 Вставьте главную пружину и штифт наполнителя…

8.17 …и зажмите его усилием затяжки, регламентированным Спецификациями

8.20 Открутите болт, крепящий амортизатор натяжителя вспомогательного ремня к кожуху термостата

57

8.25а При ослаблении болтов звездочки удерживайте распредвал выпускных клапанов гаечным ключом

8.25Ь Освободите звездочку распредвала от приводной цепи

8.27а Заблокируйте якорь и открутите болт

58

8-27Ь Открутите гайку…

8.27с …и извлеките втулку с фланцем

8.27d При снятии звездочки зафиксируйте поршень с помощью гайки с шайбой

 

23 Краской или маркером отметьте относительное расположение привод-ной цепи и звездочек распредвалов. Это необходимо для правильной установки цепи.
24 Снимите натяжитель цепи, затем открепите верхний направляющий башмак от передней стенки головки цилиндров.
25 Удерживая распредвал выпускных клапанов ключом за специальные шайбы, открутите три болта и снимите звездочку с установочного выступа на фланце распредвала. Освободите звездочку от приводной цепи (cм. иллюстрации). Привяжите приводную цепь сбоку, чтобы она не могла упасть в кожух.

Примечание: Болты крепления звездочки должны быть заменены каждый раз после их удаления.

26 Чтобы снять звездочку распредвала впускных клапанов на двигателях без переменного момента открытия или закрытия клапанов, руководствуйтесь процедурой, описанной в пункте 25.
27 На двигателях с переменным мо-ментом открытия или закрытия клапанов звездочка снимается следующим образом:
и) Удерживая якорь гаечным ключом, открутите зажимной болт. Извлеките якорь (см. иллюстрацию). Выбросьте болт, при установке используйте новый.
b) Открутите гайку от передней части распредвала, удерживая распредвал гаечным кпючом, затем извлеките втулку с фланцем (см. иллюстрации).
c) На этом этапе, пока внеишяя звездочка удалена с пазов, поршень системы переменного момента открытия или закрытия клапанов нужно зафиксировать на распредвале. Сделать это можно, навинтив гайку с шайбой. Снимите звездочку с центральной ступицы со шлицами, и освободите приводную цепь от зубцов звездочки (см. иллюстрации). Приводную цепь подвялсите шпагатом сбоку, чтобы она не могла упасть в кожух.
d) Открутите временно установленную гайку, затем извлеките поршень и пружину. Обратите внимание, что меньший конец пружины располагается на внутренней ступице устройства (см. иллюстрации).
e) Удерживая распредвал впускных клапанов гаечным ключом, откру-тите три болта с фигурным гнез-дом в головке (Тогх) и снимите ступицу/пластину с фланца рас-предвала (см. иллюстрации).
Примечание: Болты крепления звездочки должны быть заменены каждый раз после их удаления.
f) Если требуется, с. задней стороны ступицы/пластины снимите сто-порное кольцо и извлеките плунжер управления и пружину (см. иллюстрации).

59

8.27е Освободите приводную цепь от звездочки распредвала впускных клапанов

8.27f Открутите временно установленную гайку…

60

8.27д …и извлеките поршень с пружиной

8.27h Открутите болты…

8.27i …и снимите ступицу/пластину с фланца распредвала впускных клапанов

6162 63

8.27j Извлеките стопорное кольцо.

8.27к …и достаньте плунжер управления и пружину

8.32а Наденьте приводную цепь на звездочку распредвала выпускных клапанов…

 

28 Обратите внимание, что приводная цепь не может расцепиться от звездочки коленвала, так как в крышке привода имеется блокирующий штифт, но все равно рекомендуется сохранять •натяжение цепи. Обратите внимание, что в крышку привода вмонтирован еще один блокирующий штифт вверху, который предотвращает падение цепи внутрь кожуха.
29 Если необходимо, снимите установочные штифты с торцов распредвалов.

Осмотр

30 Проверьте состояние зубцов на звездочке. Каждый зуб имеет форму перевернутой буквы «V». Если она изношена, сторона под натяжением каждого зуба будет слегка вогнута по сравнению с другой стороной зуба (т.е., зубы будут иметь «выемку»). Если зубы изношены, звездочку необходимо за-менить.

Установка

31 Вставьте установочные штифты в отверстия в торцах распредвалов.
32 Наденьте приводную цепь на звездочку распредвала выпускных клапанов, затем установите звездочку на распредвал, вставьте новые болты и зажмите их с требуемым усилием, удерживая распредвал гаечным ключом (см. иллюстрации).
33 Па двигателях без переменного момента открытия или закрытия клапанов, установите звездочку на распредвал впускных клапанов, как описано в предыдущем пункте.
34 На двигателях с переменным моментом открытия или закрытия клапанов, установите звездочку распредвала впускных клапанов следующим образом:
a) Установите плунжер управления и пружину на ступицу/пластину и закрепите их стопорным кольцом.
b) Установите ступицу/пластину на фланец распредвала, вставьте новые болты и зажмите их с требуемым усилием (см. иллюстрации).
c) Наденьте на ступицу пружину (маленьким концом) и установите поршень на ступицу/пластину. Преодолевая усилие пружины, посадите поршень на пазы — обратите внимание, что для правильного расположения имеется ведущий паз. Временную наверните гайку с шайбой, чтобы удержать поршень на сту-пице/тастине (см. иллюстрации).
(I) Скользите звездочку впускного распредвала на пазы ступицы поршня — заметьте, что для правильного расположения имеется ведущий паз (см. иллюстрацию). Одновременно наденьте приводную цепь на звез-дочку, совмещая предварительно сделанные метки.
e) Открутите временную гайку, затем установите втулку с фланцем и наверните стопорную гайку. Зажмите гайку с требуемый усилием, удерживая распредвал гаечным ключом (см. иллюстрации).
f) Установите якорь, вставьте новый болт и зажмите его усилием затяжки, регламентированным Спецификациями, удерживая якорь гаечным ключом подходящего размера (см. иллюстрации).

64

8.32Ь …затем установите звездочку на распредвал

8.34а Установите ступицу/пластину на фланце распредвала…

65

8.34Ь …вставьте новые болты…

8.34с …и зажмите их с требуемым усилием

66 67 68

8.34d Установите пружину и поршень…

8.34е …и временно зафиксируйте их гайкой

8.34f Разместите звездочку на фланце вала и наденьте на нее приводную цепь…

69 70 71

8.34 …установите втулку с фланцем…

8.34 …наверните гайку…

8.34 …установите якорь…
35 Установите верхний направляющий башмак приводной цепи на головку цилиндров и зажмите болты усилием затяжки, регламентированным Спецификациями; затем установите натяжитель.
36 Снимите блокирующие сверла/ штыри, затем установите переднюю крышку вместе с новым кольцевым уплотнением и зажмите болты с требуемым усилием. Теперь же установите кожух термостата вместе с новым кольцевым уплотнением. На двигателе 1П.945 разместите амортизатор натя-жителя вспомогательного ремня на кожухе и зажмите болт крепления.
37 Установите крышку распредвалов.

Звездочка коленвала

Снятие

38 Отсоедините отрицательный провод от аккумулятора.
39 Снимите крышку распредвалов.
40 Снимите поддон .
41 Где имеется, снимите вентилятор с термовязкой муфтой.
42 На моделях с кожухом вентилятора, снимите его с задней стенки радиатора.
43 Снимите вспомогательный приводной ремень (и приводной ремень компрессора кондиционера, где имеется).
44 Слейте жидкость из системы охлаждения.
45 На моделях с воздушным кондици-онером, открепите компрессор от двигателя , отведите его в сторону и подвяжите. Не отсоединяйте трубки с хладагентом от компрессора.
46 Открепите кронштейн держателя генератора или компрессора воздушного кондиционера.
47 Открепите механизм натяжения вспомогательного ремня.
48 Открепите кожух термостата от передней крышки и удалите кольцевое уплотнение, затем открепите переднюю крышку от головки цилиндров.
49 Снимите водяной насос.
50 Открепите шкив от насоса рулевого усилителя. Удерживайте шкив ремнем для снятия масляного фильтра или вспомогательным приводным ремнем.
51 Открепите кронштейн от левой стенки головки цилиндров.
52 Открепите опорную балку от левой стороны двигателя, затем открепите крепежный кронштейн компрессора (на моделях с кондиционером).

1 2 3

8.34j …вкрутите болт…

8.34к …заверните его с требуемым усилием…

8.341 …и доверните на регламентированный угол
53 Открепите насос рулевого усилителя и переместите его к левой стенке моторного отсека. Не отсоединяйте трубки от насоса.
54 Установив ключ на болт шкива, проверните двигатель до совмещения метки 20° после ВМТ на шкиве с установочной меткой на крышке привода. Заблокируйте распредвалы, вставив подходящие сверла или металлические штыри через отверстия в крышках передних подшипников.
55 Используя краску или маркер, сделайте метки на приводной цепи и звез-дочках распредвалов. Это необходимо для правильной установки цепи.
56 Снимите натяжитель цепи, как описано ранее.
57 Удерживая распредвал выпускных клапанов ключом за специальные шайбы, открутите три болта и снимите звездочку с установочного выступа на фланце распредвала. Освободите звездочку от приводной цепи.

Примечание: Болты крепления звездоч-ки должны быть заменены каждый раз после их удаления.

58 Снимите звездочку распредвала впускных клапанов, как описано в предыдущем пункте для распредвала выпускных клапанов.
59 Извлеките штифт направляющего башмака из передней стенки головки цилиндров. Техники Mercedes-Benz используют специальный скользящий молоток, который ввинчивается в штифт, но можно воспользоваться и обычным скользящим-молотком и бол-том (см. иллюстрацию 10.22). В качестве альтернативы возьмите длинный болт, гайку, большие шайбы и металлическую трубу. Разместите металлическую трубу на штифте направляющего башмака, наверните i-айку на болт, затем установите шайбы. Вкрутите болт в штифт через трубу, затем зажимайте гайку, пока штифт не будет извлечен.

Примечание: Если штифт не удалялся длительное время, снять его будет очень сложно.

60 Открутите и снимите 4 верхних болта, крепящие крышку привода к головке цилиндров.
61 Открутите болт шкива коленвала вместе с тарельчатыми шайбами и снимите шкив с торца коленвала. Обратите внимание, что болт зажат с очень большим усилием. Теперь коленвал необходимо заблокировать. На моделях с механической трансмиссией коленвал можно заблокировать следующим образом. Попросите помощника включить 4-ю передачу и выжать до упора тормозную педаль, или удалите крышку в задней части поддона и вставьте широкую отвертку между зубцами венца маховика. Техники Mercedes-Benz используют специальный инструмент, который прикрепляется болтами к поддону. На моделях с автоматической трансмиссией, снимите стартер и вставьте широкую отвертку между зубцами венца маховика.
62 Открутите оставшиеся болты и снимите крышку приводной цепи с переднего торца двигателя, старайтесь не повредить переднюю часть прокладки головки цилиндров. Чтобы не перепутать болты при установке местами, зарисуйте их положение. Снимите кольцевые уплотнения на внутренней части крышки. Если установочные штыри сидят свободно, удалите и их.
63 Удерживая приводную шестерню масляного насоса подходящим инструментом, вставленным в отверстие привода, открутите центральный болт. Снимите привод с цепью с масляного насоса и коленвала.
64 Снимите рычаг натяжителя цепи, втулку и пружину с штифта на нижней стенке блока цилиндров.
65 Поверните направляющий башмак в нужную сторону и снимите приводную цепь со звездочки коленвала.
66 С помощью подходящего съемника стяните звездочку с колейвала.

Примечание: С 01/1995 звездочка устанавливается на резиновую пропитку.

67 Удалите две шпонки из паза на конце коленвала.

Осмотр

68 Тщательно очистите контактные поверхности крышки привода и блока цилиндров. Также очистите поверхности поддона и картера. Обязательно замените передний сальник коленвала.
69 Руководствуясь пунктом 30, осмотрите звездочку коленвала. Точно так же осмотрите ведущую звездочку масляного насоса.
70 Проверьте состояние приводной цепи масляного насоса, при необходи-мости замените ее. Осмотрите направ-ляющие башмаки цепи, в случае необходимости замените и их.

Установка

71 Вставьте шпонки в паз на конце коленвала.
72 Совместите капавку в звездочке коленвала со шпонками, затем полностью наденьте звездочку на коленвал. Если сделать это не удается, слегка нагрейте звездочку горячей водой.
73 Поверните направляющий башмак в нужную сторону, затем наденьте при-водную цепь на звездочку коленвала.
74 Установите рычаг натяжителя цепи, втулку и пружину на тптифт в стенке блока цилиндров.
75 Наденьте приводную цепь масляного насоса на звездочку коленвала, затем вставьте звездочку масляного насоса в цепь и установите звездочку на масляный насос. Убедитесь, что канавка в звездочке правильно совмещена с приводным валом, затем вставьте болт крепления и зажмите его с требуемым усилием, удерживая звездочку подходящим инструментом.
76 Нанесите подходящий герметик на контактные поверхности крышки привода и установите два новых кольцевых уплотнения. Проследите за тем, чтобы герметик не попал в камеру подачи масла для натяжителя цепи. Вставьте установочные штыри в блок цилиндров, если они были удалены. Очистите часть прокладки головки цилиндров, которая прилегает к крышке привода.
77 Потяните приводную цепь так сильно, чтобы она прижалась к направляющим башмакам, затем разместите крышку привода на двигателе.

Примечание: Если цепь не потянуть, имеется вероятность образования пет-ли около звездочки коленвала.

78 Вставьте передние болты крышки на предварительно отмеченные места и зажмите их с требуемым усилием затяжки, затем вставьте и зажмите верхние болты.
79 Наденьте шкив на передний торец коленвала и ввинтите болт крепления вместе с тарельчатыми шайбами. Проследите за тем, чтобы тарельчатые шайбы располагались выпуклой стороной к головке болта. Удерживая коленвал методом, применявшимся при снятии, зажмите болт усилием затяжки, регла-ментированным Спецификациями. Верните на место в проем поддона крышку, или установите стартер.
80 Нанесите герметик на штифт направляющего башмака, затем вставьте его перед головкой цилиндров в направлении сверху направляющего башмака.
81 Установите звездочку распредвала впускных клапанов, вкрутите новые болты и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.
82 Убедитесь, что установочные метки на шкиве коленвала и крышке остались совмещенными.
83 Наденьте приводную цепь на звездочку распредвала впускных клапа¬нов, совмещая предварительно сделанные метки.
84 Наденьте цепь на звездочку рас-предвала выпускных клапанов, совме-щая метки, затем установите звездочку на распредвал и вкрутите новые крепежные болты. Удерживая распредвал гаечным ключом, зажмите болты с требуемым усилием.
85 Установите натяжитель цепи.
86 Извлеките блокирующие сверла/ штыри, затем установите переднюю крышку и распорные прокладки вместе с новым кольцевым уплотнением и зажмите болты усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

4

8.105 Снятие направляющего башмака приводной цепи с передней стенки блока цилиндров

8.113 Открутите болты и снимите направляющий башмак с переднего торца головки цилиндров

8.114 Снятие направляющего башмака с кронштейна

87 Установите крышку распредвалов.
88 Установите насос рулевого усилителя и зажмите болты.
89 Установите опорную балку на левую стенку двигателя, затем установите крепежный кронштейн компрессора (на моделях с воздушным кондиционером).
90 Прикрепите кронштейн к левой стенке блока цилиндров.
91 Установите шкив на насос рулевого усилителя и зажмите болты.
92 Установите водяной насос.
93 Установите переднюю крышку на головку цилиндров и зажмите болты. Также установите кожух термостата вместе с новым кольцевым уплотнением и зажмите болты.
94 Установите механизм натяжения вспомогательного ремня и зажмите монтажные болты.
95 Установите кронштейн держателя генератора или компрессора воздушного кондиционера и зажмите болты.
96 На моделях с воздушным кондиционером, установите компрессор.
97 Установите вспомогательный приводной ремень (и приводной ремень компрессора кондиционера, где имеется).
98 Где имеется, установите кожух вен-тилятора на заднюю стенку радиатора.
99 Где имеется, установите вентилятор с термовязкой муфтой.

100 Установите поддон.

101 Подсоедините отрицательный провод к аккумулятору.

102 Заполните систему охлаждения.

Направляющие башмаки

Левый или правый направляющие башмаки
103 Снимите головку цилиндров; коллекторы можно не отсоединять.
104 Снимите крышку привода . Поддон снимать не обязательно, но следите за тем, чтобы не повредить область прокладки поддона, которая касается крышки. Если прокладка будет повреждена в этом месте, поддон нужно будет снять и заменить прокладку. Обратите внимание, что верхний штифт направляющего башмака удаляется в течение процедуры снятия крышки привода.
105Стяните направляющий башмак со штифта на передней стенке блока цилиндров (см. иллюстрацию).

106 Смотрите башмак на признаки чрезмерного износа, повреждений или трещин, при необходимости замените его. Обратите внимание, что на правом направляющем башмаке пластмассовая нанель прикреплена защелками и может быть заменена отдельно.

107 Производите установку в обратной последовательности.

Верхний направляющий башмак

108 Снимите сборку воздухоочистителя.
109 Снимите крышку распредвалов.
110 Где имеется, снимите вентилятор с термовязкой муфтой.
111 Снимите механизм натяясения приводной цепи.
112 Открутите болты и освободите кожух термостата, затем открепите пере-днюю крышку от головки цилиндров. Удалите кольцевое уплотнение.

113 Открепите направляющий башмак от головки цилиндров (см. иллюстрацию).
114 Осмотрите башмак на признаки чрезмерного износа, повреждений или трещин. Если необходимо, направляющий башмак можно удалить с кронштейна (см. иллюстрацию).
115 Производите установку в обратном порядке. При установке натяжителя приводной цепи. При установке передней крышки используйте новое кольцевое уплотнение, нанесите подходящий герметик на контактные поверхности крышки и головки цилиндров (см. иллюстрации).

5

8.115а Установите новое кольцевое уплотнение в переднюю крышку…

8.115Ь …затем нанесите герметик на контактные поверхности…

6

8.115с …установите крышку…

8.115d …вставьте болты и зажмите их с требуемым усилием

7
8.119Снимите натяжитель масляного насоса со штифта на блоке цилиндров

 

Натяжитель цепи масляного насоса
116 Снимите крышку привода и поддон.

117 Снимите масляный насос.
118 Освободите цепь от звездочки на переднем торце коленвала.

119 Заметьте местоположение пружины натяжителя, затем с помощью отвертки аккуратно освободите ее. Снимите механизм натяжения и пружину со штифта на передней стенке блока цилиндров (см. иллюстрацию).

120 Производите установку в обратной последовательности.


Метки: ,

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь − 3 =